От Дмитриевска к Камышину

Выпуск №2 (начало)

Рисунок П. Бутяева: Пётр I в Дмитриевске в 1722 году

…Итак, в конце XVII века правительство решило провести охранную линию от реки Камышинки к Дону и его притокам. К этому времени относится построение города Дмитриевска на месте бывшей крепостцы Камышинки.

Не успели дмитриевцы обосноваться в новом городе, как им пришлось переселиться с высокого левого берега Камышинки в болото правой стороны.

Переселились не по собственной воле, а по высочайшему приказу после следующих событий. Из рукописи 1800 годов (входит в «Архив исторических сведений» Н. Калачева, книга II, 1859 г.), известно, что примерно в 1699 году «приехал из Москвы боярин, какой-то генерал, как его имя не упомнят». Он передал указ от государя, «чтобы воевода и наибольшие служилые люди при нём обрили бороды и надели немецкое платье».

Тут-то всё и началось. Погромы и бесчинства на волне протестов против модных нововведений всколыхнули всю Русь-матушку. Не обошли стороной они и Дмитриевск. После отбытия генерала к городу подступили с трёх станиц казаки (с Бурлуцкой, Неврюевской и Черногаявской).

• Хитростью и доносом

Наступающие протестующие против нововведений хотели вконец разорить Дмитриевск, пожечь строения, «а людей с собой побрать». Больше недели не удавалось им осадить крепость.

И тогда они пошли на хитрость: «подговорили городских воротников, которые стояли в карауле у ворот, и ночью те распахнули створы. Началась жестокая расправа. Одним бритым людям рубили головы. Другим насыпали в пазухи камни и бросали с крутого волжского берега в воду. Третьих привязывали к деревьям и палили по ним из ружей. Приказывали выдать спрятавшегося на острове воеводу Буша. И так шесть недель! «Когда же воевода был сыскан и привезён с острова, обросший уже бородою, то хотели его казнить».

Жители упросили помиловать Буша. Уходя, казаки (а с ними малочисленные изменники) поставили условия: «Бород больше не брить, немецкого платья не носить, старой веры не менять, в том государя не слушать, а быть с ними заодно и быть готовыми к походу на Кубань».

• Измены не делали

Как только казаки покинули крепость, дмитриевцы заперли ворота, зарядили пушки и идти с ними отказались. Саратовцы и царицынцы, прослышав о происшествии, написали донос государю: мол, служивые люди новопостроенного Дмитриевска «согласились с донскими казаками бежать на Кубань».

По этому доносу судном из Астрахани приехал князь Дмитрий Иванович Хованский с командою, а с ним – три тысячи калмыков. Он сообщил, что прибыл по указу государеву, согласно которому велено за измену город сжечь, вырубить, уничтожить, а имение их отдать в добычу калмыкам.

Воевода с людьми, взяв святые образа с крестами, пали на колени, Буш сказал: «Мы от государя не отказываемся ни в чём и измены не делали!»

И рассказал, как донские казаки уговорили караульных открыть ворота, рубили, грабили людей. Мол, от страха нашлись те, кто по принуждению дал им присягу. Хованский повелел всем встать с колен и отправился осматривать крепость и казённое имущество.

• Время стирает города

Князь не впустил в город калмыков. А на третий день «после сего» объявил воеводе и всем служивым людям милость. Калмыки упрекали Дмитрия Хованского в том, что он смилостивился над дмитриевцами за взятку, стреляли из-за ограды, поражая людей.

Тогда Хованский приказал палить по ним из пушек. Но, памятуя о повелении государя «об истреблении оного города», велел горожанам поселяться на другой стороне речки Камышинки. В этом месте изначально было болото, поросшее камышом и густым лесом.

Как гласит история, «неизвестно кем» над берегом Волги (низменным) была построена деревянная часовня. И в ней троекратно из старого города (так называли высокое левобережье Камышинки и правобережье Волги, где в 1668 году построили крепостцу Камышенок) перед каждым бунтом являлся полковой образ святого великомученика Димитрия Солунского.

В повторно обживаемом после разорения вольными казаками Стеньки Разина старом городе дмитриевцы прожили семь лет, а в 1704 году люди окончательно переселились на новое (низменное) место.

• Скорее загородиться

Переселенцы сначала жили в шалашах и землянках. Некоторое время терпели татарские набеги, в ходе которых пленили жителей, терпели разорение.

Всем хотелось как можно скорее возвести новую преграду от нападения ворога. Поэтому не только служилые, но и их жёны с детьми «рыли вокруг рождающегося населённого пункта ров, высыпали вал с палисадником и больгарками (больверками, то есть причальными сооружениями).

Для пушек сделали четверо ворот. Первые называли «волския», в их районе была часовня, а позже поставлена пятиглавая деревянная во имя святого великомученика Димитрия церковь. Известно, что она сгорела в 1740 году вместе с новым городом в ходе так называемого двойникового пожара.

• Русский Бог Димитрий

Сохранилась легенда. Однажды, когда к городу ещё не «великое число из-за Кубани татарской орды подступило», явился в стан татарский святой великомученик Димитрий в виде воина и сказал: «Я в обиду город не дам». Как ни пытались кубанцы схватить его, у них ничего не вышло.

Враги тут же были поражены слепотою, «отчего сами себя вместо русских кололи и рубили друг друга. Граждане, увидев такое, вышли из города и завершили бой. Когда спросили пленных, почему они вдруг стали сами с собой воевать, то услышали потрясающий ответ.

«Когда мы хотели взять город, то кругом его объезжал русский Бог Димитрий, он сам сказал нам своё имя и нас всех ослепил». Русские стали расспрашивать татар, как выглядел святой? Те ответили, что человек был молодой, кудрявый, худой, высокого роста». Когда им показали икону Димитрия Солунского, они подтвердили, что именно так он и выглядел.

Предполагается, что эта легенда родилась в 1717 году, во времена нашествия хана Бахты-Гирея, когда татары не тронули Дмитриевска. В 1718 году Дмитриевск был причислен к ведомству Астраханской губернии.

• Солевозный промысел

В 1722-м государь Пётр Алексеевич шёл в Персию (Персидский поход) по Волге.

Говорят, тогда дмитриевцы угощали Петра арбузом и он, восхитившись вкусом «зело отменного плода», повелел сделать большой медный арбуз и укрепить его на крыше городского магистрата.

В 1734 году «устраивается Волжское казачье войско». В 1736 году многие из служилых людей поступили в купцы, посадские, цеховые (общим числом 168 человек).

В 1747-м вызваны были правительством малороссы для вывоза и поставки казённой соли с Эльтонского солёного озера в Дмитриевские и Саратовские соляные магазины. На доставку соли в Дмитриевск была назначена плата — четыре копейки с пуда.

На луговой стороне Волги («на дикой степи») напротив Дмитриевска (слобода возчиков Николаевская) и Саратова (слобода возчиков Покровская) выросли соляные городки, охранявшиеся Волжскими казаками.

• По Астраханской дороге

Как видно из жалоб малороссов (1753-1754), на них наезжала калмыцкая орда и чинила немалые обиды. Казаки вместо защиты подчас сами грабили возчиков. Соль в магазины возилась на волах (редко — на лошадях). Создавался двухгодовой запас на 18 губерний.

В начале 1800-х в камышинские магазины (с Николаевской слободой) ссыпалось в год до семи миллионов пудов соли. В 1768 и 1769 годах комендант полковник Каспер Меллин сделал в городе мостовые, взвозы, крепость с батареями и палисадом, воротами и башней. Появился казённый дом, канцелярия, каменный винный выход и гауптвахта. В 1770-м в Дмитриевске был пожар. В 1771 и 1772 годах – «моровое поветрие» и карантин.

В конце 1773 года пошли слухи о Емельяне Пугачёве. Он подошёл к Дмитриевску 13 августа. Каспер Меллин, гарнизонные офицеры и многие верные жители были повешены (овраг, где свершалась казнь, назвали Висельным). Крестьянская война потрясла самодержавие, которое стало совершенствовать структуру власти. 7 ноября 1780 года Екатерина II издала именной Указ об учреждении Саратовского наместничества. Мятежный Дмитриевск был официально переименован в Камышин.

Марина КАРАВАЕВА

Добавить коментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.