В 2023 году нашему любимому и неповторимому Камышину исполняется 355 лет

Для сравнения: Санкт-Петербургу в этом же году будет всего 320. Как ошибаются те, кто, пренебрежительно пожав плечами, произносит: «Камышин. Что в нём такого? Степь да степь кругом. Скукота!» Всё не так, ребята! Маленький городок на Волге и его окрестности стали средоточием многих событий, важных для судьбы огромной страны под названием Россия.

Ознакомившись с циклом публикаций, которые «Диалог» намерен посвятить знаменательной дате, одни читатели вспомнят, другие откроют для себя этапы большого исторического пути города. Первым делом напомним, что дату рождения Камышина — 1668 год — открыл для нас известный камышинский историк-краевед Евгений Хорошунов (1922-2000). Именно Евгений Васильевич составил точную, исторически документированную справку, ставшую своеобразным «свидетельством о рождении» нынешнего юбиляра. Вот и начнём с того самого 1668-го, когда на высоком правом берегу Волги, в месте впадения в неё речки Камышинки (по её левому берегу), появилась небольшая крепость (крепостца) Камышенка (или Камышенок).

«Камышинская крепость».
Художник П.И. Бутяев
▲ Сгорел и возродился

Крепостцу строили по указу Алексея Михайловича (того самого, прозванного Тишайшим, второго из династии Романовых). Наряду с крупными городами-крепостями Царицыном, Астраханью и Саратовом, она предназначалась для защиты волжского торгового пути от набегов остатков Золотой Орды – ногайцев (и «иных заморских соседей»), восставших вольных казаков и крестьян.

Возводили «бастион» стрельцы под руководством английского инженера-полковника Бейле. Но «недолго музыка играла». Уже в 1670 году войска Степана Разина, пришедшие из Царицына (Волгоград), сожгли крепость. Крестьянская война, как и другие войны, не щадила ни крепостей, ни людей.

Казалось, один степной ветер будет гулять на месте Камышенка отныне. Но нет. На месте опустевшего, разрушенного поселения стал селиться «прихожий люд». Решено было усилить крепость караульным гарнизоном. В 1692 году Пётр I отдал приказ отправить в устье Камышинки полк стрельцов и свободных крестьян. В 1693-м сюда прибыл один из ближайших сподвижников Петра – князь Б.И. Куракин.

Ему было приказано основать город на левом берегу Камышинки. Тем временем летом 1695 года, в период первого Азовского похода против турок, в Камышине побывал и сам Пётр I. Царь обратил внимание на существование узкого перешейка между реками Камышинкой (впадающей в Волгу) и Иловлей (впадающей в Дон).

«Переволока».
Художник П.И. Бутяев
▲ «Пётр-город» и Дмитриевск

Великий реформатор загорелся идеей прорыть в этом месте канал, чтобы соединить Волгу и Дон, получив таким образом выход к Каспийскому морю. Приглашённый из Голландии адмирал Корнелий Крюйс произвёл съёмку, исследовал грунты и составил проект канала с длинным названием «Новая и правдивая карта о перекопе, чтоб из Дону или Танаиса кораблями Иловлею рекою до Камышенки и Камышенкою рекою в Волгу или Астраханскую реку в Каспийское море входить».

Пётр I отправил проект «на согласование» в Парижскую Академию наук, где грандиозный замысел получил одобрение. На канале длиной около трёх километров предполагалось построить четыре плотины (запруды) и десять шлюзов. Работы велись с 1697 по 1701 год.

В месте соединения канала с истоком реки Камышинки планировалось строительство нового «Пётр-города». Вести работы поручили немецкому инженеру Ягану (Иоганну) Бреккелю. Он ранее служил инженером в войсках под Азовом. Управлять строительством стал начальник Приказа Казанского Дворца князь Борис Алексеевич Голицын.

27 сентября 1697 года из Казани в оживающее место «для охраны шлюзного дела» был переведён Дмитриевский стрелецкий полк под командованием Якова Буша. На берегу Камышинки было построено укрепление «Петровское». Позднее город, обнесённый палисадом с четырьмя воротами и обрытый валом, стали называть Дмитриевском (в стрелецком полку особо почитали и хранили походную икону святого великомученика Димитрия Солунского).

▲ Начали и остановились

Летом 1697 года 15 тысяч рабочих приступили к рытью канала от Камышинки к Иловле (в1696-м был составлен проект). Мало разбираясь в деле, Бреккель, прорыв четыре километра, выстроив один шлюз, пустил воду. Гидротехническое сооружение прорвало. Опасаясь наказания за просчёты, Бреккель бежал. Исправлять положение государь поручил известному в Англии строителю каналов и шлюзов Джону Перри.

Перри изменил первоначальный план канала и выбрал путь короче. На строительство согнали крепостных, которые не понимали важности проекта, не имели ни желания, ни умения возводить подобного рода объекты. Тем не менее работа была выполнена почти до половины, сделаны ещё несколько шлюзов. Но строительство приостановилось.

Разразилась война со шведами. Русские потерпели поражение под Нарвой. Азов пришлось вернуть
туркам. Канал Перри потерял своё прежнее торговое и стратегическое значение. Петру I стало не до работ на Волго-Донском канале, тем более что на войну со Швецией требовались большие средства. 2 сентября 1701 года Джон Перри получил приказ приостановить «благое дело».

▲ Петровские валы

На месте событий Перри оставил одного из своих помощников – русского инженера Корчина, поручив ему наблюдать за сохранностью выполненных объектов. В 1702 году работы на канале полностью «затихли». Но тогда Пётр думал, что это временно. Даже планировал посетить канал.

Однако война со Швецией всё больше занимала его интересы. От других грандиозных планов пришлось отказаться. Возведённые ранее сооружения в волжских степях постепенно пришли в полную негодность. Только протянувшиеся на несколько километров валы напоминают о далёком времени, когда люди хотели соединить Камышинку с Иловлей.

У их подножия покоятся десятки тысяч строителей канала, которые, как романтично пишут историки, пытались преодолеть не только расстояние, но и время. Недалеко от Камышина, у постепенно сглаживающихся сооружений на окраине, вот уже девятый десяток лет стоит городок, получивший символичное название Петров Вал.

В самом Поволжье во времена оные, как уже упоминалось, часто вспыхивали крестьянские бунты. Стрельцы (служилые люди царя) всегда выступали на стороне восставших. В 1704 году Пётр I направил отряд (им командовал князь Дмитрий Хованский), который сжёг мятежный Дмитриевск за участие его жителей в казачьем восстании против «бритья бород и ношения немецкого платья». Крепость перенесли на низменный правый берег Камышинки.

Продолжение следует…

Добавить коментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.