Из самой дальней гавани Союза

Лучшего начала для статьи, чем слегка перефразированный романтичный анонс с библиотечного сайта, пожалуй, не придумать. Путешествующий по России камышанин Иван Ширяев, посетивший 700 городов нашей страны, 5 ноября рассказал о своих многочисленных поездках на Сахалин и Курильские острова.

Встреча с аудиторией состоялась в уютной гостиной филиала №2 Централизованной городской библиотечной системы.

Коротко и ясно. Для тех, кто не в теме. Иван Ширяев, которому сейчас 37 лет, человек необычный. Думаю, не мне одной кажется, что он словно уже родился взрослым, рассудительным, философски настроенным индивидуумом, которого ранжировать невозможно. Иван – «сам себе режиссёр». Однажды, году этак в 2012-м, он поставил цель посетить, путешествуя автостопом, все города России, назвав свой проект «От Кореи до Карелии».

Несмотря на вышеизложенное, Иван утверждает, что в его поездках по стране не было (и нет) никакой философской подоплёки. «Просто не сидится на месте». В дороге он чувствует себя живым. Едет за впечатлениями, чтобы впоследствии охотно делиться ими со всеми желающими. Как в случае с земляками, прибывшими на встречу 5 ноября.

У самого восход

Опытный лектор заметно изменился внешне: ни бороды, ни длинных волос, ни фирменной курткиспецовки с логотипами посещённых городов. На вид – ухоженный, спортивный, короткостриженый студент с вовсе не «прохладной», а наполненной приключениями, активной жизнью, в которой находится место всему самому интересному на свете.

«Ну что тебе сказать про Сахалин?» – торжественно начал общение Иван словами поэта-песенника Михаила Танича голосом с узнаваемым тембром своей бабушки, недавно покинувшей этот мир, искусствоведа и журналиста Валентины Семёновны Золотаревой, и мамы – географа Ирины.

И продолжил: «На острове нормальная погода. Прибой мою тельняшку просолил. И я живу у самого восхода». Как бы в доказательство сказанному Иван заблаговременно выложил на журнальном столике печатную продукцию с видами крутого бережка пролива Лаперуза.

А ещё – низких облаков над Сахалином, других чудесных пейзажей края, где спорят волны и ветра. Коечто из «передвижной экспозиции» можно было забрать на память, что народ в итоге и сделал. Впечатлил относительно свежий экземпляр общественно-политической массовой газеты Сахалина и Курильских островов «Советский Сахалин». Своё название издание носит начиная с 1 мая 1925 года по сей – давно уже капиталистический – день.

Широка страна моя родная

Взгляд участников встречи, сидящих в первом ряду (а позже и тех, кто «подтянулся» ближе к путешественнику, чтобы задать вопросы), невольно выхватил газетную колонку «Приливы и отливы в заливах Терпения, Анива, Набильском и в Александровске-Сахалинском» (на определённую дату).

Вот уж воистину: «широка страна моя родная». И потрясающе многообразна. Иван Ширяев как раз и рассказывал об этом. На экран с выверенной очерёдностью выводились карты разных мест Сахалина, его окрестностей, подборки тематических фотографий.

Слушатели узнали, что до крупнейшего острова России (вместе с Курильскими островами он целиком входит в состав Сахалинской области) Иван добирался или на пароме из порта Ванино Хабаровского края, или самолётом. В 2013 году оба способа передвижения стали для него недоступными: путешественник потерял паспорт и наличные.

Но выход при желании отыщется всегда, как и сподвижники (местные жители «края географии»). Они переправили неугомонного камышанина на Сахалин, лихо перемахнув на моторной лодке самое узкое место Татарского пролива (чуть более семи километров).

Сахалинский паспорт

Но, как говорится, с этого на сей раз всё только началось! Чтобы добраться до цивилизации, Ивану предстояло преодолеть пешком более 100 километров по безлюдной, труднопроходимой местности. «Через 40 километров одиночества» встретились джиперы. Так что оставшиеся 80 ехали на машине.

Прибыли в городок Холмск (население – чуть больше 25 тысяч человек), где Иван решил зазимовать: на дворе стоял октябрь. Там он восстановил паспорт и долго жил с документом, выданным ОМВД России по Холмскому городскому округу, пока случайно не испортил и это удостоверение личности.

В общении с участниками встречи Иван Ширяев выделил ещё четыре главные точки своего пребывания: Парамушир (один из островов северной группы Большой гряды Курильских островов), Шикотан (самый крупный остров Малой гряды Курильских островов), Итуруп (остров южной группы Большой гряды Курильских островов, самый крупный остров архипелага) и Кунашир (самый южный остров Большой гряды Курильских островов). Говорил так увлекательно, что показалось, что публика почувствовала вкус солёного морского ветра, запах елово-пихтовых лесов…

Суда-призраки

Понятно, что всего не перескажешь. Попробуем тезисно, самое запомнившееся. На побережье острова Сахалин – в разных его районах – Иван запечатлел множество выброшенных и забытых судов. В СМИ их любят называть «суда-призраки».

О многих бедолагах, некогда бороздивших морские и океанические просторы, в настоящее время сведений весьма мало. Лишь некоторые корабли могут «похвастаться биографией». Например, плавучий завод «Аскания» (вернее, то, что от него осталось) у села Яблочное, неподалёку от Холмска.

Плавзавод проекта 1376 типа «Алтай» принадлежал Петропавловскому ордена Дружбы народов рыболовецкому колхозу им. В.И. Ленина. Остатки затонувших и торчащих из воды судов постепенно утилизируют. Есть даже федеральный проект, который так и называется – «Генеральная уборка». Но скоро только сказка сказывается.

Туристы, кстати, любят бывать на доступных для посещения судах-призраках, слушать легенды и были от экскурсоводов. Иван тоже подрабатывает гидом по удивительному краю: путешествия путешествиями, а обед – по расписанию. Мир ещё не придумал способа выживать совсем без денег.

Узкоколейки и Ведьмин мост

Интересная тема, отчасти лично исследованная камышинским путешественником, – узкоколейные железные дороги Сахалинской области, построенные японцами. Напомним, что с 1905 года по август 1945-го южная часть острова Сахалин и все Курильские острова находились в составе Японии.

В силу последующего исчезновения промышленности, закрытия шахт и леспромхозов (лихие девяностые XX века, кто ж про них не знает), а также с переходом островных железных дорог на общероссийский стандарт узкоколейки постепенно были разобраны. Но до недавнего времени в некоторых случаях наблюдалась смена (при необходимости) колёсных пар.

Рассказал Иван про Ведьмин мост в Сахалинской области, расположенный на полуразобранном и заброшенном железнодорожном перегоне Николайчук – Камышёво-Сахалинское. Мост тоже построили японцы в далёком 1928 году.

Сложное инженерное сооружение высотой 50 метров тянется в длину аж на 200 метров. В 1994 году движение по мосту закрыли из-за прекращения существования самого перегона. В 2007-м часть моста уничтожил лесной пожар. Сейчас это точно ведьминское местечко, куда не каждый рискнёт взойти. Но некоторые отчаянные люди всё же спешат «хапнуть адреналинчика».

До встречи, Иван!

Сахалинское бездорожье тоже имеет свои особенности. И пересечённая местность иногда не главный подводный камень. Хуже, когда внедорожник заскакивает, например, на залежи выброшенной на берег штормом морской капусты. Тот ещё каток. А этот ни с чем не сравнимый запашок…

И всё же приятных картин и впечатлений на Сахалине куда больше. Маяки, грязевые вулканы, озёра, горы, бухты, великолепная природа. Местные пейзажи напоминают заставки для рабочего стола компьютера. А необычное смешение культур!

В городах и окрестностях можно встретить элементы восточной архитектуры, удивительные памятники, могилы. Можно не выезжая за границу познакомиться с традициями корейской кухни: в том краю живёт много корейцев. А сколько ещё сведений прозвучало! Спасибо, Иван, Вы порадовали слушателей!

После почти двухчасового рассказа путешественника народ задавал вопросы, Иван охотно отвечал на них. И ни у кого не было ни капли сомнения в том, что впереди нас ждут очередные воспоминания о пройденных дорогах, прекрасных и не очень городах и весях. Отдохнув в родном Камышине, Иван отправится в путь. На Новый год он собирается везти группу туристов в Казань. Так что не прощаемся, а говорим: «До встречи!»

Марина КАРАВАЕВА

Добавить коментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.