Летопись Камышина

В 2023 году Камышину исполнилось 355 лет. Маленький городок на Волге и его окрестности стали средоточием многих событий, важных для судьбы огромной страны. Вспомним этапы большого исторического пути города.

В 1668 году на левом берегу Камышинки указом царя Алексея Михайловича Тишайшего была построена крепостца с караульным гарнизоном для охраны Волжского торгового пути. Простояла она недолго, всего два года: в 1670 году сгорела в крестьянской войне под предводительством Степана Разина. Однако, как ни странно, это разрушение и положило начало современному Камышину.

«Камышинская крепость».
Художник П.И. Бутяев

Второе рождение города связано с именем Петра I. Решив укреплять южные рубежи России, государь в 1692 году издаёт указ – набрать в Казани полк стрельцов для службы и жительства. С 1697 года по приказу императора Петра I начались масштабные работы по строительству канала между Камышинкой и Иловлей для соединения Волги и Дона. Для охраны этих работ в «новопостроенный» город на Камышинке из Казани прибыл Дмитриевский полк, при котором была икона покровителя – великомученика Димитрия Солунского. Для неё вскоре был построен большой пятиглавый собор, в честь которого, вероятно, город и получил своё название.

Русский Бог Димитрий

Сохранилась легенда. Когда к городу ещё не «великое число из-за Кубани татарской орды подступило», явился в стан татарский святой великомученик Димитрий в виде воина на коне и сказал: «Я в обиду город не дам». Как ни пытались кубанцы схватить его, но у них ничего не вышло.

Враги тут же были поражены слепотою, «отчего сами себя вместо русских кололи и рубили друг друга». Граждане, увидев такое, вышли из города и завершили бой. Когда спросили пленных, почему они вдруг стали сами с собой воевать, то услышали потрясающий ответ.

«Когда мы хотели взять город, то кругом его объезжал русский Бог Димитрий, он сам сказал нам своё имя и нас всех ослепил». Русские стали расспрашивать татар, как выглядел святой. Те ответили, что человек был молодой, кудрявый, худой, высокого роста. Когда им показали икону Димитрия Солунского, они подтвердили, что именно так он и выглядел.

В 1780 году Дмитриевск был переименован в Камышин. Такое решение было принято Екатериной II.

Путь прогресса

Российское общество, ознакомившись с европейской культурой, ступило на путь прогресса. В Камышине появились промышленные заведения. В конце 30-х годов XIX века в городе работало шесть салотопенных заводов, семь – кирпичных, пивзавод Панова (некоторые источники называют его винокуренным).

В 1815 году в доме №1 на улице Астраханской (Республиканской) на территории старой крепости открылось городское приходское училище (с 1820 года – уездное приходское). В 1822 году Саратовская епархия открыла в городе по улице Астраханской, 75 духовное училище. В 1859 году началось движение лёгких пассажирских пароходов.

От Камышина в 1861-м существовал незначительный гужевой перевоз соли и хлеба на Дон. В 1862 году насчитывалось две ярмарки, одна пристань и уже шесть заводов и фабрик.

В 1879 году население Камышина состояло из 13 644 душ. В 1889-м в городе было пять церквей.

Рынок в городе находился на Ново-Соборной площади (Базарной); оживлённые базары бывали по субботам. Большая Базарная площадь имела двухэтажный каменный корпус лавок, находящийся с южной стороны соборного храма, вокруг которого в беспорядке были расположены деревянные лавки, весьма скученные и опасные в пожарном отношении.

Некоторое время сохранялись два ряда старых каменных лавок, но уже пустующих, а также остатки старого острога, окружённого стеной (все это – примерно в 150 саженях от Нового Вознесенского собора на правом берегу Камышинки).

Развитие железнодорожного транспорта

Вторая половина XIX века – время активного железнодорожного строительства в России. Было ясно: за развитием железнодорожных магистралей будущее, они – залог величия Российской империи. В 1890 году акционерное общество Рязано-Козловской (в дальнейшем Рязано-Уральской) железной дороги приступило к строительству дороги от Тамбова через Балашов на Камышин.

Дорогу строили «без раскачки» и проволочек: работы завершили к лету 1894 года. В первой половине августа на  станцию Балашов прибыл первый поезд из Тамбова и проследовал до станции Камышин. Несколько месяцев поезда ходили редко, по два в неделю. Уже к концу 1894 года на участке Тамбов – Балашов – Камышин грузовые и пассажирские поезда стали регулярным явлением.

В 1896 году был возведён деревянный мост через речку Камышинку, соединив старый и новый город. В 1898-м появился водопровод. До этого камышане с вёдрами ходили за водой на Волгу.

Акционерное общество РУЖД построило при Камышинской лесной пристани лесоразвозную дорогу с механическим оборудованием – лесотаску. Она предназначалась для подъёма из воды лесных материалов, сплавляемых с Верхней Волги.

Рядом с лесотаской лесопромышленники Ткаченко, Рогожин, Юдаевы, Алабушевы, Сазонов выстроили пять лесопильных заводов. Кроме них, в городе существовало около трёх десятков мелких промышленных заведений с небольшим количеством рабочих: кожевенные, салотопенные, овчинные, кирпичные, пивоваренные и мыловаренные заводы. В городе были реальное и 4-классное городское училища, десять начальных школ, больница, девять церквей, почтово-телеграфная контора. Впереди старый славный Камышин ждал беспокойный ХХ век с его событиями и переменами…

XX век

Новый социально-экономический статус и внешний вид Камышин получил в связи с активным культурным развитием, жилищным и промышленным строительством, начавшимся в середине XX века. В городе полным ходом развивается машиностроительная и текстильная отрасли, стройиндустрия, пищевые, швейные и мебельные предприятия. Друг за другом открываются учебные заведения разных профилей (средние и высшие), школы, детсады, лечебные учреждения. Культурная жизнь не отстаёт, способствует этому открытие кинотеатров, домов и дворцов культуры.

Во второй половине XX века Камышин становится одним из крупных культурных и промышленных центров Поволжья. Ввод в строй крупнейших предприятий — хлопчатобумажного комбината, кранового, кузнечно-литейного, слесарно-монтажного заводов и завода «Ротор» — существенно изменил не только статус, но и облик города.

Значительно улучшил и разнообразил городской архитектурный ансамбль микрорайон, построенный чехословацкими строителями из городов Брно и Опава. В нём есть всё необходимое для комфортной жизни (школа, детский сад, комплекс торговых и бытовых услуг, центр досуга). Также на берегу Волги ими был построен гостиничный комплекс «Опава», который располагает комфортными номерами и живописным видом из окон.

Напомним, серьёзные инфраструктурные преобразования произошли в Камышине во время подготовки к 100-летию нашего прославленного земляка Алексея Петровича Маресьева. К памятной дате на базе историко-краеведческого музея открылся Центр патриотического воспитания им. А.П. Маресьева. Глобальные изменения коснулись и городских дорог, было модернизировано уличное освещение.

Камышин стал вторым городом в регионе, где появилась новая школа на тысячу мест, возведённая в рамках нацпроекта «Образование». Здесь же, в 8-м микрорайоне, был построен детский сад на 140 мест по нацпроекту «Демография».

Продолжается благоустройство набережной Камышина. Следующим этапом её благоустройства станет строительство современного речного порта – соответствующее решение было принято и озвучено на выездном заседании Градостроительного совета губернатором Андреем Бочаровым.

В декабре 2022 года во время своей рабочей поездки в Камышин губернатор Андрей Бочаров дал старт трёхлетней программе развития нашего города. Так что ждём дальнейших позитивных перемен!

Материал подготовлен в рамках проекта «Связь поколений»

Добавить коментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.