Алгоритм психологического настроя на учебный год: рекомендации детям и родителям

«Как важно, как нужно порою с утра настроиться всем на антенну добра!» – в этом как раз и заключается психологический настрой.

Потому что настрой – это внутренняя сила с доброжелательным намерением на использование трудностей и умением радоваться успехам. Трудности и приходят в нашу жизнь с целью научить нас чему-то, поэтому их надо использовать как возможность понять, где и что человек не доделал до успешного результата. А вот радоваться успехам – такая же необходимая составляющая психологического настроя, причем делать это надо непременно не только самому, проживая торжественность момента, но и делясь с другими своими победами. Алгоритм настроя – это порядок действий, который поможет выстроить систему настроя. И сегодня служба детского телефона доверия хочет помочь детям и родителям войти в новый учебный год с воодушевлением и наименьшими опасениями и страхами.

Каким образом можно психологически настроиться?

Суть проблемы психологического настроя на учебный год состоит в том, что, пребывая на каникулах, то есть в зоне комфорта, мы максимально расслабились, получали удовольствие без особого напряжения. А вот восприятие учебного года у нас связано с обязанностями, и это уже вызывает тревогу. Важно детям и родителям сделать плавный, гибкий переход из каникул в учебную деятельность. Это адаптация с погружением. И самое первое, что нужно сделать, это «закрепить», прочувствовать радости и удовольствия каникул: фотографиями, рассказами о своих впечатлениях, может быть, рисунками вы сохраните счастливые моменты ушедшего лета. И более того, наметьте себе (и дети, и родители), как вы будете отдыхать на следующих каникулах, праздниках, а может, и в выходные. Определите зоны комфорта в учебный период. Ваши мечты имеют право не только быть, но и осуществляться. Мечтайте и действуйте согласно своим желаниям и возможностям. Именно ощущение того, что и в учебном году зоны комфорта могут существовать, поможет снизить страхи и беспокойство на начальном этапе адаптации в школе.

Что может помочь детям и родителям быть успешными в новом году?

Ресурсы – жизненные опоры человека, благодаря которым мы можем быть успешными и счастливыми. Давайте рассмотрим ресурсы отдельно по школе, семье, социуму и самому человеку. В школе важно правильно подойти к расписанию, учебной нагрузке. И здесь поможет режим дня, подскажем вам для этого интересное упражнение «888». Нарисуйте круг, поделите его на три секции, в каждой пропишите по 8. Одна 8 – это ваш сон, он необходим, чтобы мы могли поддержать свое психическое здоровье. Вторая 8 – это время для деятельности – учебной или трудовой. А вот в третью 8 входит все остальное. Уважаемые родители, помогите своему ребенку расписать эту 8 – это локация, маршрут до школы, обсуждая его, обязательно расскажите про безопасность (правила сохранения себя): не садиться в машину к незнакомцам, не заходить с ними в подъезд, правильно переходить дорогу и так далее. В эту 8 входят и все занятия, спланированные совместно с ребенком: домашние задания, кружки, секции, погулять, пообщаться, почитать книгу или поиграть. Для всего должно быть выделено время. Именно правильно дозированное время на нагрузки и отдых поможет не только сохранить физическое и психическое здоровье детей, но и поможет им быть в ладу с собой и миром. В школе учите детей дружить, помогать другим, поддерживать, делиться карандашами и ластиками, к примеру. Помогите детям и себе выстроить верные взаимоотношения с учителями. Доброжелательные коммуникации – это также важный и необходимый ресурс.

Ресурсы по семье. От атмосферы в семье, доброжелательности и поддержки зависит психологическое благополучие любого человека, а ребенка в особенности. Всё обсудите, договоритесь о домашних обязанностях на всех! Забота друг о друге в семье формирует самостоятельность, уверенность, защищенность и эмпатию (умение чувствовать другого человека). Помимо домашних обязанностей, подумайте о совместном времяпрепровождении, которое также работает на сплочение членов семьи. Может быть, это будет еженедельный поход в бассейн, или выезд в парк, или совместная готовка воскресного ужина, или просмотр фильмов, мультиков (с обсуждением – выслушиванием детей и озвучиванием вашего мнения), или совместные игры вечером с удовольствием от эмоций друг друга (эмоциональный интеллект развивается). Любовь, принятие, поддержка – двусторонние процессы. Заботясь о ребенке, помогите ему научиться выражать любовь и поддержу вам, родителям, словами, поступками.

Ресурс по личности. Впустите в жизнь ребенка его развитие согласно его желаниям, тогда это будет уже развитие с удовольствием. Это как раз про секции, кружки, танцы, мастер-классы, проекты. Это самореализация ребенка, именно она обеспечит его реализацию (профессиональную и личную) в жизни. Учите детей правильно отдыхать, причем самих себя тоже. Отдых по системе «четырех раз»: 1 раз – от 20 до 60 минут в день никаких гаджетов, сериалов, игр и других вещей, «загружающих», иногда и засоряющих мозг. Уединение в тишине, прогулки на природе, погружение в себя. 2 раз – от 3 до 12 часов в неделю также без цифрового мира (телефоны, социальные сети, телевизор, компьютер). 3 раз – один раз в месяц на сутки или двое смена места жительства – выехать в другой город на экскурсию, сходить в поход, даже в гости можно съездить, затем пригласите гостей к себе. Это укрепляет семейные связи и отношения. 4 раз – один раз в год от 20 дней отдых от всех и всего, перезагрузка, «очищение», новые цели и желания.

Ресурс по социуму. Помогите детям быть успешными в социуме, учите их «пиариться», презентовать себя, свои достижения. Научите общаться с интересными людьми. Расскажите про безопасность нахождения в сети, договаривайтесь о времени, которое можно проводить с телефоном и планшетом. Помогите «заценить» живое, не виртуальное общение. Подружитесь с друзьями ребенка.

А если вдруг что-то пойдет не так, как хотелось? Какие могут быть рекомендации?

Умение просчитывать риски, возможные нежелательные стечения обстоятельств – залог мудрого, предприимчивого человека. В числе рисков в школе буллинг (травля ребенка), или конфликт с учителем, или неуспеваемость ребенка. Во всех этих случаях будьте рядом с ребенком, помогая ему (не за него!) справляться с трудностями. Никогда не бойтесь обращаться к специалистам, психологам на детский телефон доверия. Анонимно (вы не представляетесь, номер не определяется), конфиденциально (не разглашается содержание разговора и не записывается), круглосуточно (всегда!), бесплатно. Запомните сами и положите на видном месте для ребенка номер телефона 8 800 2000 122. В семье возможные риски – те же конфликты (учитесь договариваться, слушать и слышать друг друга), давление и контроль со стороны родителя или протестное поведение у детей – психологи вам в помощь и здесь также. По личности «Я» у детей может быть недовольство собой, своим телом, скука, отсутствие целей, друзей. Не проходите мимо, не махните рукой – вашем сыну или дочери необходимо ваше сочувствие и деятельное участие. В социуме также возможен кибербуллинг (травля в Интернете), здесь также важна ваша поддержка ребенка и вместе с ним необходимо решить возникшую проблему.

Где бы вы ни были, чтобы вы ни делали – мы всегда рядом с вами. С искренними пожеланиями добра и благополучия. Детский телефон доверия. А для взрослых по их проблемам – областной телефон доверия 38-03-03.

Наш корр.

Добавить коментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.