В Камышине прошел мастер-класс продюсера независимого эстонского театра Мярта Меоса
|Когда театр себя окупает?
Мероприятие состоялось в рамках образовательной программы фестиваля Театров малых городов.
Встречу, на которую собрались руководители театров, художественные руководители, режиссеры, художники, заведующие литературной частью, построили в рамках круглого стола: можно было задавать вопросы, сразу же получать ответы.
И нескольких часов оказалась мало. Неторопливый и мало эмоциональный, как многие эстонцы, Мярт, как выяснилось, творит настоящие чудеса в театральном мире. Его продюсерские проекты работают во многих странах. Последний из них – Vobolabo – сегодня является настоящим экспериментальным центром не только Эстонии, но и Европы. Здесь вообще не бывает свободных вечеров.
Меос давно ушел от так называемого репертуарного театра, в котором поначалу работал режиссером. Создал свой собственный. И все это практически с нуля.
Была идея – его собственная – выношенная и выстраданная. А плюс к ней решимость, творческая смелость и огромный потенциал созидателя.
Мярт Меос облюбовал место в маленькой деревушке в 75 километрах от Талина на берегу моря, где стоял разрушенный рыбзавод, а рядом с ним котельная этого завода. Вот в ней и начал показывать свои шедевры. Да какие!
Первый проект назывался «Детский крестовый поход» – о юных наркоманах, потом другие «Спасите наши души» – «живые» истории заключенных, в том числе осужденных пожизненно, «Кто я?» – исповеди ребят из детского дома. Это не просто трудные темы – они выворачивают души! Поэтому на его постановки люди едут за тысячи километров! И готовы платить деньги.
Другая инновация – летние театральные показы. Обычно летом театры ремонтируют, а артисты томятся от безделия. Мярт заключает с ними контракты, дает работу, запускает уникальные постановки.
Кстати, в той малой деревеньке вокруг театра теперь уже построили кафе, гостиницы, торговые точки. Это тот случай, когда театр дал импульс развития экономики.
А в малых городах России театры пока еще все чаще с протянутой рукой, просят помощи.
– Может, нужно просто работать? – размышлял вслух театральный критик Олег Лоевский. – Не бояться брать на себя. Мярс, например, при всей признанности своего таланта, не стесняется впрягаться сам – продавать билеты, нанимать артистов, на своей машине с прицепом привозить музыкальную аппаратуру и декорации.
Действительно, почему камышинский театр замирает летом? Можно было бы арендовать летние площадки и хоть немного зарабатывать – у нас ведь летом, как правило, много гостей города – потенциальных юных и взрослых зрителей, которые с удовольствием посмотрели бы спектакли.
А еще, если идти по стопам эстонского продюсера, есть и Камышинский детский дом, и учреждения закрытого типа с не менее колоритной фактурой. Конечно, не просто брать интервью, работать над сценарием, создавать. Ну, может, правда, надо работать, чтобы достойно зарабатывать? Это ведь совсем не новая мысль! Глядишь, тогда и в нашем городе Камышине театр станет импульсом для расцвета экономики, да и с протянутой рукой ему не нужно будет стоять…
Опыт фестиваля может в корне поменять само отношение к театру! Тем более, что идеи уже подарены.
Светлана ТЫЩЕНКО