Рождение Христа – символ веры, счастья и милосердия

Рождество Христово… Один из главных господских двунадесятых непереходящих христианских праздников, уступающих по значимости только Пасхе. Нашим проводником в мир познания сути торжественного для всех христиан дня станет, в частности, одно из крупнейших в России православных средств массовой информации – журнал «Фома».

Суть праздника

Творец Вселенной, пронизывающий Собой все сотворенное пространство и при этом не ограниченный им, вечный и всеведущий, абсолютно нематериальный, вошел в наше земное время и пространство, стал одним из действующих лиц человеческой истории.

Сын Божий, ни на мгновение не переставая быть Богом, стал еще и человеком — раз и навсегда. Сперва — плодом, завязавшимся в утробе Девы Марии; затем — беспомощным младенцем, рожденным за неимением лучшего в загоне для скота; и наконец — скитальцем-проповедником, вынужденным терпеть все ограничения и тяготы обычной земной жизни, испытывающим голод и жажду, страдающим от холода и зноя, болезней и недосыпания, не имеющим где главу приклонить…

Бог стал человеком, чтобы человек реализовал свое предназначение. Чтобы мог снова беседовать с Богом «лицом к лицу», как некогда Адам. Чтобы стал незамутненным образом и подобием Божиим.

Не было иного способа

В «Слове о воплощении Бога-Слова» святитель Афанасий Александрийский объясняет, что у Бога не было иного способа спасти падшее человечество. Людьми, которых Он сотворил для вечной жизни, овладевала смерть; «род человеческий растлевался… и Богом совершённое дело гибло».

Человек погибал потому, что нарушил Божию заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. А отменить эту заповедь постфактум Бог уже не мог: тогда Он вступил бы в противоречие Сам с Собою. Не было смысла и ждать от людей покаяния: Бог, конечно, простил бы их, но покаяние не вернуло бы им бессмертия: ведь сколько грехов уже было совершено… Выходило, по слову святителя Афанасия, «нечто… ни с чем несообразное и вместе неприличное».

Посему-то, говорит он, «бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово приходит в нашу область» и «приемлет на Себя тело, и тело нечуждое нашему», чтобы, во исполнение Своей же заповеди, пострадать и умереть как человек, а затем Божией силой воскреснуть и уничтожить в людях смерть, «как солому огнем».

Рождество Христово стало первым шагом, предпринятым Богом с целью спасти Свое творение от греха и его неизбежного последствия — смерти.

На Рождество принято дарить подарки

В Евангелии сказано: когда родился Иисус, волхвы принесли подарки. «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф.2:10,11).

Мы тоже можем порадовать Христа в Рождество (и не только в этот праздник) – помочь обездоленным, сиротам, утешить больных. Тогда и услышим от Христа:  «алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36).

Рождественские открытки

Первую такую открытку отправил получателям из Лондона сэр Генри Коул. Эскиз для отправления нарисовал приятель Генри художник Джон Герсли. Дело было в 1843 году. Напечатали 1 тысячу экземпляров. Но у родоначальников традиции столько адресатов не нашлось. Излишки тиража пустили в продажу.

Поначалу новшество общество встретило с холодком. Однако 20 лет спустя начался настоящий бум! В Россию первые рождественские открытки поступили в 90-х годах XIX века. Их привезли купцы из-за границы (в основном из Англии, Германии).

Сюжеты сопровождались поздравительным текстом на английском или немецком языке (что считалось особым шиком). Но россиянам хотелось видеть пожелания на родном языке. Русские промышленники стали закупать  рождественские открытки, на которых было только изображение, а надпись  «С Рождеством Христовым!» наносили позже.

Из-за этого открытки стоили дороже, и купить их мог не каждый. Настало время, когда почтовые карточки стали печатать в Германии специально для России. Открытки подешевели и стали доступнее. Затем появились первые отечественные открытки.

В 1898 году Община св. Евгении в Петербурге с благотворительной целью выпустила серию из десяти сюжетов по акварельным рисункам на рождественскую тематику местных художников.

Почему ель?

В дохристианский период у германских племен ель была символом вечной жизни, как дерево, никогда не теряющее листву. Ею украшали дома, чтобы привлечь жизненную силу и удачу. В VIII веке святой Бонифаций читал язычникам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что почитаемый ими священным дуб не является неприкосновенным деревом, святой срубил один из дубов священной рощи.

Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все деревья, кроме молодой ели. Святой Бонифаций воспринял выживание ели как чудо и воскликнул: «Да будет это дерево деревом Христа!». Позже, уже в средние века, символ был еще более христианизирован. В 1419 году во Фрейбурге пекари нарядили дерево вкусными украшениями, которые дети могли снимать и есть в Рождественскую ночь. С тех пор ель стала непременным атрибутом Рождества Христова.

В XVIII столетии рождественское дерево перекочевало и в Россию, где император Петр Великий распорядился украшать елями или их ветками дома и общественные места в дни рождественских праздников. В странах с теплым климатом вместо елки украшают пальмы или кофейные деревья. А в африканских странах, например, рождественским символом является баобаб.

Как появились Санта Клаус и Дед Мороз

Реальный прообраз Санта Клауса (Санта – святой, Клаус –  упрощенная форма имени Николай) сильно отличается от сегодняшнего старика в короткой шубе в западной культуре. Прототипом стал святитель Николай Чудотворец. Он выглядел совершенно по-другому. Был весьма аскетичен, посвятил жизнь служению Богу, очень любил детей.

Однажды святой Николай спас от бесчестия трех девиц, закинув в окно их дома три мешочка с деньгами, чтобы у них появилось приданое и они могли достойно выйти замуж. Позже на основе рассказов о его помощи бедным в Европе широко распространилось поверье о том, что святитель ежегодно тайно навещает детей, раздавая послушным подарки, а непослушных награждая лишь щепоткой соли.

Когда-то Санта раздавал подарки 19 декабря — в день памяти святителя Николая. В период католической реакции начал делать это заметно позже — в ночь Рождества Христова. К середине XIX столетия Санта Клаус в США трудами местного учителя воскресной школы и одного известного карикатуриста сначала «приобрел» оленей и свиту из эльфов, а потом и короткую красную шубу, огромное брюхо, красный нос и остроконечный колпак с помпоном, окончательно утратив связь со святым прообразом. Русский Дед Мороз появился, вопреки распространенному мнению, не в 1930-е, заменив собой рождественский образ святого, а много раньше. В России святитель Николай навсегда остался в границах Церкви, где ему молились и благоговейно почитали.

Во второй половине XIX века в городах России попытались заимствовать широко распространенный на Западе образ рождественского дарителя, чтобы у детей появилась еще одна добрая сказка. Дабы неблагоговейно не смешивать его с образом святого Николая, образ дарителя нашли в русской дохристианской культуре, освятив и облагородив древнего Деда Трескуна — сурового хозяина зимней стужи. Обновленный Дед Мороз выступил однозначно добрым персонажем. Седой и величественный старец приходил к рождественской елке в длиннополой шубе, боярской шапке и рукавицах, с посохом в руках и мешком подарков за спиной.

Широкое распространение образ Деда Мороза получил в 1910 году. В  1930-е годы, как и многие другие атрибуты семейного рождественского праздника, был перенесен властями на Новый год. Народу образ понравился. Вскоре к нему добавился и ряд дополнительных персонажей (Снегурочка, снеговик и пр.). В общем, традиция рождественского дарителя в России так и не прижилась. Дед Мороз стал прочно ассоциироваться именно с Новым годом, а в день Рождества Христова, после богослужения, россияне дарят друг другу подарки, обходясь без сказочных посредников.

Подготовила Марина КАРАВАЕВА

Добавить коментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.