В Волгоградской области введен режим повышенной боевой готовности

19 октября Владимир Путин подписал указ о введении военного положения на территории ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей.

Одновременно выпущен еще один документ, уточняющий, что в других регионах также будут введены особые правовые режимы. В Крыму, Краснодарском крае, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областях и Севастополе президентским указом введен режим среднего уровня реагирования, в регионах Центрального и Южного федеральных округов вводится режим повышенной готовности, во всех остальных — уровень базовой готовности. Чем эти режимы отличаются от военного положения и друг от друга? Консультирует юрист Евгений Крылов.

Военное положение

Это положение введено только в четырех регионах, где недавно были проведены референдумы по вопросу присоединения к России — ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях. Выступая на заседании Совета безопасности, В.В. Путин объяснил, что решение принято потому, что военное положение там действовало и прежде. До присоединения. Теперь оно оформляется в рамках российского законодательства.

Согласно статье 7 Федерального конституционного закона, в случае введения военного положения на конкретных территориях там могут:

• усилить охрану общественного порядка, важных или опасных объектов;
• ввести особый режим работы;
• эвакуировать предприятия и население;
• ввести особый режим въезда и выезда, ограничить свободу передвижения;
• остановить деятельность партий и иных объединений, которые подрывают оборону и безопасность РФ;
• привлечь к работам для нужд обороны, ликвидации последствий нападения, восстановлению поврежденных объектов, участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;
• изъять имущество (но потом выплатить его стоимость);
• запретить выбор места жительства;
• запретить проведение массовых мероприятий;
• запретить забастовки;
• ограничить движение транспорта и досматривать его;
• ввести комендантский час, проверку документов, личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств;
• запретить продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ;
• установить особый режим оборота лекарств, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков;
• ввести контроль за работой объектов транспорта, коммуникаций и связи, типографий, вычислительных центров, автоматизированных систем и СМИ, использовать их для нужд обороны;
• ввести военную цензуру, в том числе за личными письмами, сообщениями и телефонными разговорами;
• изолировать граждан стран-противников (если напали на Россию);
• запретить выезд за пределы страны;
• ввести дополнительные меры для усиления режима секретности;
• прекратить деятельность иностранных и международных организаций, если она направлена на подрыв обороны и безопасности.

Решения о мерах по закону должен принимать президент. На местные власти возложена задача их осуществлять. Указом президент наделил их полномочиями по проведению мобилизационных мероприятий в сфере экономики, мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от ЧС, а также реализации мер для удовлетворения потребностей Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и нужд населения.

Правоприменительной практики по этим законам нет, поскольку прежде в Российской Федерации военное положение не вводилось ни разу. Но юристы считают, что, как и в случае с мобилизацией, ситуация прояснится в течение пары недель.

Инфографика: Виталий Калистратов / Городские порталы
Средний уровень реагирования

Режим среднего уровня реагирования введен в регионах, которые находятся в непосредственной близости от зоны проведения специальной военной операции. В российских законах нет определения «среднего уровня реагирования». По мнению юриста, пока до конца не ясно, что означает этот режим. В самом указе расшифровок нет, но перечислены меры, которые могут быть введены на этих территориях:

• усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, военных, государственных и других объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
• введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики;
• временное отселение жителей в безопасные районы с предоставлением им жилых помещений (вероятно, речь о территориях, которые попадают под обстрелы).
• введение и обеспечение особого режима въезда на территорию и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
• ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
• введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, использование их работы для нужд обороны.

Уровень повышенной готовности

Этот уровень вводится в остальных регионах Центрального и Южного федеральных округов. В российском законодательстве есть термин «режим повышенной готовности» — он присутствует в законе о «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Но в указе представлена формулировка «режим (уровень повышенной готовности)», что не вполне равноценно. Согласно президентскому указу, уровень повышенной готовности предполагает, что на этих территориях могут усилить охрану общественного порядка и ряда объектов, ввести особый режим работы транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики и контролировать работу этих объектов, ограничивать движение и досматривать автомобили. А вот, к примеру, переселять жителей уже не могут.

Уровень базовой готовности

Режим будет действовать на всей остальной территории Российской Федерации, не затронутой другими специальными режимами. Он также прежде не упоминался в российских законах, но по указу президента подразумевает усиление охраны критически важных объектов, а также контроль за их работой.

Помимо этого, на территории всей страны высшие должностные лица и органы исполнительной власти получили «полномочия по реализации мер для удовлетворения потребностей Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и нужд населения». Что кроется за этой формулировкой, пока не вполне понятно. Под нее подходит вообще всё. Есть у армии потребность в технике — могут изъять. Есть у армии потребность перекрыть трассу — установят посты, — считает юрист Евгений Крылов.

Наш корр.

Добавить коментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.