Преодолеем!
|У юных камышан, имеющих ограничения по здоровью, помимо родителей, есть те, кто готов разделить с ними трудности социальной адаптации.
Помогают им профессионально преодолевать их педагоги, психологи, логопед-дефектолог, инструктор по адаптивной физкультуре и музыкальный руководитель реабилитационного отделения, которое работает при Центре соцобслуживания. Эти специалисты готовы сделать все, чтобы их воспитанники наконец поняли: они такая же часть общества, как и все остальные, и нет никаких причин жить замкнутой и скучной жизнью.
18 минус
Детей и подростков родители приводят в отделение, расположенное в 6-м микрорайоне. То, что происходит здесь, нельзя назвать уроками, и лишь условно – это занятия. Если же еще точнее – дети просто увлекательно и интересно проводят время и даже не замечают, что развивают самые разные навыки, освобождаются от зажатости и напряжения, начинают больше улыбаться и уверенней общаться. Зато все это хорошо видят родители: для них каждый шаг в развитии ребенка – новая победа. «Мы с дочкой начали ходить в Центр, когда ей было три года, а сейчас Диане 14, рассказывает Амина Федяй. – И ей очень нравится, и мне, как маме. Работники настолько чуткие! В любое время, когда нуждаешься в помощи и поддержке, можно позвонить, и не откажут. К ребенку очень доброжелательно относятся, а для наших детей внимание, пожалуй, самое главное». «Да, это так, – согласна с ней Оксана Вербина. – В школе универсальный подход ко всем детям, там нет времени уделить кому-то больше внимания, и зачастую это становится настоящей проблемой. Наши дети не всегда успевают делать все так, как их одноклассники, где-то могут застесняться, засмущаться, вовремя не ответить. Здесь они более раскрепощенные, их чаще хвалят, и это важно: в таких условиях им легче раскрыться, развить навыки. И если в школу Таня ходит, потому что надо, то сюда она бежит с большой охотой. В классе были проблемы с чтением, а здесь у нее все получается». «Сейчас уже и не вспомню, откуда узнала об услугах Центра, это произошло совершенно случайно, – говорит Ирина Реброва. – Когда я привела на занятия дочь, она отсюда не хотела уходить. Тогда Насте было пять лет, а сейчас ей 11. И все это время Центр играет огромную роль для нас: посещение занятий помогает лучше успевать в школе, ребенок после них становится другим».
Детей обучают, играя с ними, что оказывает гораздо больший эффект, чем привычные всем разъяснения и упражнения. Увлеченно и старательно вылепив из пластилина фигурку, ребенок делает шаг в развитии усидчивости, внимания. Пришивая пуговицы, приклеивая бумажные и тканевые детали, учится сосредотачиваться, его движения становятся более ловкими, и он уже успешно контролирует их. Об окружающем мире, природе, жизни животных здесь не рассказывают в форме лекции, дети развивают эрудицию на музыкальных занятиях.
Есть время, когда с ребенком специалист работает индивидуально. Не стараясь обобщить трудности, с которыми сталкиваются дети, взрослея и пытаясь влиться в общество, а выявляя особенности каждого, педагоги проводят коррекционные занятия только один на один. В Центре оказывают педагогическую помощь не только детям, но и их родителям, организуют совместные мероприятия, экскурсии. Поэтому и количество посетителей считают вместе со взрослыми – за год здесь обслуживают около 250 человек.
Для тех, кто повзрослее
С февраля этого года молодые люди старше 18 лет, имеющие ограничения по здоровью, больше не сидят одиноко в своих домах – три раза в неделю они собираются на улице Юбилейной, чтобы пообщаться и активно провести время. Каждый из них нашел занятие по душе: например, Яна рада, что научилась работать с компьютером, а Иван больше всего любит тренироваться в специально адаптированном спортивном зале. Буквально все танцуют и разыгрывают сценки, посещают музей и театр, путешествуют, хотя в группе много ребят с весьма ограниченными двигательными возможностями. За короткое время эти парни и девушки уже успели освоить репертуар, который смело можно демонстрировать другим. Сейчас в нем музыкальная композиция «Со свечами», танцевальная постановка «Ромашка», но главное творческое достижение – спектакль по «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Леша, который сыграл Маресьева, и Яна, исполнившая роль медсестры Зиночки, танцевавшей с будущим героем в госпитале после операции, не только на подмостках, но и в жизни стали теперь близкими друзьями. «Главный создатель всех наших постановок – Оксана Юрьевна, – рассказывает Андрей. – Она у нас и режиссер, и хореограф, и музыкант, и сценарист». «Жаль, одна зарплата», – шутит Алексей. «Мы так много внимания уделяем танцам совсем не для развлечения, ведь танец – это не просто набор каких-то фигур и позиций, – уверены педагоги Центра. – Он гармонизирует движения, мысли, помогает развиваться целостной личностью».
Молодёжь много путешествует – уже ездили в Волгоград, парк «Щербаковский» и даже побывали в пещерах Каменнобродского монастыря. Пройти весь Мамаев курган смогли не все, кому-то было трудно добраться до Родины-матери, но зато ребята видели знаменитую статую вблизи, а не на фото или видео. С особыми эмоциями юные камышане до сих пор вспоминают панораму Сталинградской битвы. «Экскурсию проводил замечательный гид. Он рассказывал так, что все услышанное невозможно забыть», – впечатлена Яна. «Меня больше всего поразила история про шинель, – говорит Оксана. – Женщина, которая так и не дождалась своего мужа с фронта, узнала ее, так как когда-то сама подшивала. Очень трогательно». «Нужно было видеть эту шинель – она вся как решето от пулевых дыр», – вспоминает Маша.
У ребят и их педагогов появилась и своя традиция: после походов в музей или театр они обязательно идут куда-нибудь пообщаться. Группа уже сейчас немаленькая – постоянных около 20 человек, но бывает, что собирается и больше тридцати. Однако в службе реабилитации для молодых инвалидов ждут новых посетителей, для которых готовы сделать все, чтобы их жизнь стала активной и насыщенной.
Анна Малюк
Для справки:
4-16-95 – отделение реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями;
9-60-39 – отделение реабилитации для молодых инвалидов.