Обман в сети: эксперты рассказали о самых популярных фейках июня

В прошлом месяце аналитики фактчекингового проекта «Лапша» выявили и изучили более 200 уникальных фейков в социальных сетях, мессенджерах и даже федеральных СМИ.

Суммарно эти ложные сообщения набрали 980 миллионов просмотров. Рассказываем, чем пугали и как обманывали россиян.

В июне специалисты платформы обнаружили в сети 222 уникальных фейка. Более трети из них касались проведения специальной военной операции на Украине – этой теме было посвящено почти 36% информационных вбросов. На втором месте по популярности оказалась тематика международных отношений – 16,6%, а замыкает тройку внутренняя политика – 12,2%.

Чаще всего недостоверная информация публиковалась в социальных сетях, в частности в ВК (28% от общего числа фейков) и Telegram (19%). Основными способами распространения были репосты записей групп, перепечатывание публикаций администраторами групп и размещение как бы «уникального контента», а также спам-рассылки от ботов.

По данным аналитиков «Лапши», самым популярным фейком, который распространился по всей стране, стала новость об увольнении Натальи Поклонской с должности замглавы Россотрудничества якобы из-за ее высказываний о символах спецоперации Z и V. В действительности же чиновница просто сменила работу, став советником генпрокурора России.

Среди региональных фейков наибольшей популярностью в июне пользовались слухи об отправке студентов новосибирского педуниверситета в «командировку» на Украину. Однако, как выяснили СМИ, ни вуз, ни Минобразования региона не занимались набором молодых специалистов для работы в Запорожской и Херсонской областях.

В Москве больше всего просмотров набрала история о том, что пенсионерка якобы не может снять деньги на похороны мужа из-за введенных ограничений. В качестве доказательства прикладывалось фото бланка из банка ВТБ 24, которого не существует с 2018 года. Организация была реорганизована и присоединена к банку ВТБ.

Кроме того, в июне были зафиксированы и фейки, в которые поверили даже федеральные СМИ и телеканалы. Самый популярный из них – видео урагана в одной из деревень Чувашии. Позже эти же кадры приписывали Новосибирской области и Алтаю. Но на самом деле запись была сделана не в России, а в США.

Напомним, «Лапша» это фактчекинговый проект, который занимается выявлением фейков в Сети и обучением медиаграмотности. Через форму на сайте или чат-ботов в Telegram, Viber и «ВКонтакте» все желающие могут отправить специалистам платформы любую подозрительную информацию на проверку. В июне 2022 года чат-боты «Лапши» приняли более тысячи запросов, 60% которых было посвящено теме спецоперации.

Наш корр.

Добавить коментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.