Кому подражают ваши дети?

В научном сообществе (да и не только) есть определенная градация, разделяющая людей, рожденных в определенный временной период, на три поколения – Х, Y, Z.

Это обозначение, по сути, служит обобщенным описанием почти 20-летнего опыта и отражением экономических и исторических событий.

Мы такие разные

Например, поколение «Х» – это люди, рожденные в 70-е-80-е годы. То есть первые дети, появившиеся на свет в постсоветский период. На них в полной мере сказались проблемы рубежа 1980-х-1990-х. С ранних лет они уже прекрасно понимали, в каком положении оказались их родители – фактически выброшенными на обочину жизни. Это поколение первым получило доступ к наркотикам, стало свидетелем появления персональных компьютеров. Главная их ценность – возможность выбора. Представители поколения «Х» достаточно самостоятельны, самодостаточны и прагматичны.

В то время на пике популярности была рок-музыка. Во всех, даже таких маленьких городках, как Камышин, устраивали рок-концерты и панк-вечеринки.

90-е – это много нового, доселе невиданного и неслыханного. И в музыке, и в литературе – от писателя Владимира Сорокина до Чарльза. И, конечно же, Интернет – медленный, с модемным доступом, когда открытия каждой странички приходилось ждать несколько минут. Но это был огромный прорыв, когда недоступная еще вчера информация вдруг оказалась на расстоянии нескольких кликов. Кумирами молодежи в то время были музыканты и писатели-бунтари, с резкими, но правдивыми высказываниями.

Разумеется, границы между поколениями размыты. Но принято считать, что поколение «Х» плавно сменили те, кто появились на свет в конце 80-х – 90-е годы прошлого века. Совершеннолетие они встретили уже в новом тысячелетии, именно поэтому часто их называют «миллениалами». Это первое поколение, глубоко вовлеченное в цифровые технологии. Но и эпоху до распространения Интернета они застали: их детство прошло в основном без смартфонов и соцсетей. По мнению социологов, люди поколения «Y» следуют принципу, что «живут лишь однажды», поэтому стараются получить максимум. Они хотят наслаждаться жизнью и готовы идти на риск ради ярких впечатлений. «Игрекам», кстати, как это ни странно, свойственна высокая степень зависимости от мобильных устройств. А еще именно это поколение начало внимательнее относиться к своему питанию, строго следя за поглощаемыми белками и жирами, среди людей этого возраста – первые и самые «верные» вегетарианцы. «Миллениалы» – потребители. Для них важны марки одежды, лекарств, продуктов питания и других товаров. Они считают, что наличие денег делает доступным многое, если не всё. В поиске жизненных ценностей представители поколения «Y» чаще ориентируются на зарубежных психологов и коучеров. Достоевскому и Толстому предпочитают книги «Как построить успешный бизнес за пять лет» и «Секреты поиска идеальной пары».

Те, кто будет после

На протяжении веков людям было свойственно подражать. Поколение «миллениалов» (Y) всего за 30 лет прошло путь от любви к постерам над кроватью до вдохновения образами блогеров в социальных сетях. С появлением открытых площадок для самовыражения путь к популярности резко сократился. «Миллениалы» перестали превозносить одного кумира и захотели сами стать заметными и яркими. Началась эпоха идеальной картинки для Instagram и «украшения себя»: маски, ретушь, бьюти-фильтры с чистой кожей, большими глазами и длинными ресницами. 

Но теперь пришло время поколения «Z» – детей рожденных в 2010-м и в последующие годы. Для их реальности характерено преобладание виртуального мира над реальным, возможность выбора, отрицание прочных связей (дружеских, любовных, семейных). При этом на первый план выходят нематериальные ценности.

«Зеты» покупают онлайн-музыку, видеоигры, одежду, услуги салонов красоты и косметику. Они следят за модой, но в рамках своего окружения, и руководствуются предпочтениями своих кумиров в соцсетях. Они прагматичны и ориентированы на быстрый результат. Им не нужны картинки светлого будущего и достигнутой амбициозной цели. Поколение живет в эту минуту, а что будет в следующую – не знает. Они на подсознательном уровне владеют той информацией, ради которой другие поколения учатся и набираются опыта. А все потому, что их жизнь с первых дней связана с гаджетами и социальными сетями.

Согласно последним исследованиям поколение «Z» является самым технологичным. 45% подростков говорят, что они находятся онлайн «почти постоянно». Они, как прирожденные хамелеоны, растут в быстро меняющемся духе времени, который заставляет их адаптироваться к новым технологиям и тенденциям. Для того чтобы обезопасить свою психику, им нужно было научиться опираться на себя. Отсюда и вырос один из главных принципов поколения Z – стремление к аутентичности. Эта глубокая потребность в подлинности у юного поколения сводится к желанию видеть реальную картинку и доверять контенту. Главными словами этого периода становятся «этичность», «уникальность», «самовыражение» и «доступность». «Зумеры» хотят видеть и ориентироваться на реальных людей, честные рекомендации и неотредактированные фотографии с изъянами.

Для тех, кто вырос с телефоном в руках, период свободы от Интернета и социальных сетей представляется временем блаженного невежества. Каждое поколение сталкивается со своими уникальными проблемами, и для зумеров- это отсутствие детства и ощущения легкости и беззаботности. Они с ранних лет в курсе всех новостей, в том числе глобального масштаба. Поэтому хотят изменить мир к лучшему, склонны больше осознавать экологические и социальные проблемы, поддерживают различные общественные движения.

  • Наталья Ефимова, директор Центра «Планета молодых»:

– На мой взгляд, подростки до 16 лет пытаются подчеркнуть свою «взрослость» и привлекательность искусственными ресницами, бровями и обилием косметики. Для них важна внешняя презентация. Поэтому среди их кумиров – яркие блогеры с вызывающим поведением. А вот кому уже 25 и старше, больше думают о внутреннем наполнении. Для этого поколения можно быть читающим, эрудированным, социально активным, при этом для них тоже находится свой контент среди блогеров.

Сфера интересов нынешней молодежи очень быстро меняется, и никто не может наверняка сказать, что именно «выстрелит» и будет на пике популярности. В тренде – социальные сети, где подростки либо заявляют о своей причастности к какому-то тренду, например, снимая в TikTok по единому шаблону, либо наоборот,-  продвигают свою индивидуальность в «Телеграм».

Еще подавляющая часть современной молодежи – высокомотивированная, но низкоквалифицированная. Глядя на своих кумиров, они надеются на такие же быстрые заработки, снимая глупые ролики. Обесценивается образование и профессиональные навыки. Когда такие люди сталкиваются с необходимостью работать, испытывают настоящий шок от реалий жизни.

  • Марина Григорьева, психолог:

– Сейчас среди подростков и молодежи очень популярно аниме. Разумеется, как и любая субкультура, это накладывает определенный отпечаток, как во внешнем облике, так и в восприятии жизни поколением «Z». Как практикующий специалист, отмечаю еще одну тенденцию: частные вопросы, связанные с половой идентификацией. Кроме родителей и окружения друзей и сверстников, на молодое поколение сильно влияет Интернет. Кто и что в нем найдет, трудно предугадать.

Сейчас многие исследователи спорят о положительных и отрицательных эффектах социальных сетей на здоровье молодых людей. YouTube возглавлял таблицу как самая положительная социальная сеть, а Instagram считается наиболее опасным для благополучия подростков. Главными отрицательными факторами этого приложения считаются система лайков и ориентация на имидж, которые вызывают ощущение неполноценности и неудовлетворенности. 

Поколение «Z» намерено отойти от этих принципов. Уже сейчас наблюдается тренд на равноправие, эмоциональную поддержку и позитивную оценку любых проявлений самовыражения.

Хочется верить, что современной молодежи хватит сил и ума взять из предложенных возможностей только лучшее.

Добавить коментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.