Артиста надо любить
|В 107-м сезоне Камышинского драматического театра режиссер Александр Штендлер подарил горожанам сразу две комедии: философскую «… И Пёс с ними» для малой сцены и антикризисную «Дорогие мои бандитки» для большой.
Премьера первой уже состоялась. Грядет вторая. В ожидании ее мы встретились с Александром, чтобы поговорить «за жизнь»: о нашем театре, его актерах, о Камышине, в который Штендлер давно и, к счастью, ответно влюблен.
Если честно, хотелось не столько спросить, сколько послушать, что думает о провинциальном театре человек, давно и прочно связанный с искусством, продюсер столичной кинокомпании. Тем более что – и об этом не раз писалось в местных СМИ – волжский городок издавна ему близок и дорог. Итак, слово Александру Штендлеру.
Большое видится на расстоянии
– Я приезжий режиссер. Это позволяет мне со стороны оценить состояние тетра, труппы и, если хотите, города. Есть возможность посмотреть на все свежим, не затуманенным привычками глазом. Действительно, еще Есенин говорил: «Большое видится на расстоянии». А театр, даже самый маленький и заштатный, – величина! Он вносит солидный вклад в воспитание души человеческой, что сегодня особенно важно.
С тех пор, как были написаны мудрые есенинские слова, утекло много воды, но практика в который раз подтверждает: прав был классик – непредвзято оценить человека, группу людей, их дела можно только при наличии некоторой отстраненности.
Эталон культуры
Возможность увеличить межличностную дистанцию позволяет стать щедрее на внутренние авансы, которые коллеги, друзья, знакомые затем стараются всеми силами оправдать. Это ошибочное мнение, что можно перелюбить (перехвалить). Можно недолюбить. Отсюда все беды. Под словом «аванс» я, как раз, подразумеваю доброту и любовь, которых много не бывает. Они воистину способны творить чудеса, окрылять.
Это важно для развития и роста представителей любой профессии, но актерской, на мой взгляд, особенно. Меня восхитил современный Камышинский драматический театр. Он очень ухоженный внутри. Чувствуется, что администрация следит за тем, чтобы это был эталон культуры. Думаю, многие любители сцены подтвердят: здесь приятно находиться. Далеко не каждое подобное учреждение так выглядит.
Жизнь кипит
Но еще больше радует то, что в КДТ всегда кипит жизнь: репетициями заняты все сценические площадки – малый зал, большая сцена, фойе и т. д. Порой даже приходится ждать очереди или искать выход. К примеру, готовя спектакли «…И Пёс с ними» и «Дорогие мои бандитки», мы устанавливали в фойе выгородку (прим.: отделенное перегородкой место), чтобы актеры могли репетировать по разные стороны творческих «баррикад».
Невозможно назвать театр бедным и провинциальным, если в работе одновременно пять новых спектаклей в месяц! К примеру, в академическом театре в Омске – это годовой план. Актеры стараются расти, развиваться, искать новые пути к зрителю.
Обернитесь!
Без любви руководителей города учреждению будет крайне сложно выжить. Вспомните команду «Текстильщик». Когда ее любили и подпитывали, она была в Высшей лиге. Что произошло потом? Команда стала заштатной! Проведите аналогии.
Еще раз повторю: театр нужно любить. Тогда работать в нем артистам будет престижно, появится возможность ездить на фестивали, развиваться. Если параллель с футболистами не совсем подходящая, то сравните труппу с цветами: когда хозяин о них не заботится, они чахнут.
Увеличивать цены на билеты, чтобы зарабатывать, не выход. Город без промышленных предприятий, работавших в советское время, сам находится в трудном положении. Важно не потерять зрителя. Директор Евгений Бакин понимает это и не идет по пути роста стоимости посещения одного из культурных центров Камышина.
Актер воспитывается в кулисах
Но отвлечемся от денежного вопроса, который в России много чего испортил. Вернемся к достижениям. Театр растет – это бесспорно. Молодые актеры буквально живут на работе! Однако сегодня очень не хватает претендентов на роли 40-летних героев. Когда молодежь повзрослеет, ситуация выправится, круг творческих возможностей расширится.
Когда мы работали над спектаклями, старались делать так, как это происходит в хорошей театральной школе, где все друга у друга учатся и, конечно, уважают ближнего. Специальные образовательные заведения обучают технике.
По-настоящему воспитывают актера в кулисах, в работе с талантливыми режиссерами и партнерами. Именно во взаимодействии проверяется хороший актер или нет. Самое главное, что у молодых ребят не кончается «бензин». Им хочется лететь и лететь. Готовы к новым достижениям и актеры старшего поколения.
Великое чувство
В спектакле «Дорогие мои бандитки» был рад работать с актрисами, которых давно знаю, ценю и люблю: Ларисой Жаровой, Лилией Дайнега, Натальей Дорошенко. Счастлив познакомиться с Галиной Хвостиковой. Талантливая артистка! Я не сторонник длинных спектаклей. Канон комедии – 90 минут. Думаю, зрителям понравится.
В заключение скажу: когда беру отпуск на основной работе, то отправляюсь в Камышин. Он – моя отдушина. Какое счастье быть полезным нашему театру, что здесь нуждаются во мне. Вот видите, так или иначе, пришлось снова заговорить о любви. Когда режиссера любят, он, как и актеры, готов творить и расти. Так что великое чувство, развивающее и сохраняющее все вокруг, нужно только приумножать!
Марина КАРАВАЕВА
АФИША
21 октября в 18 часов на малой сцене «…И Пёс с ними» (игра по-взрослому в трех частях в одном действии), 16+
22 октября в 17 часов «Дорогие мои бандитки» (игра в криминал в двух действиях), 16+
23 октября в 17 часов «Свадебный марш» («бабье лето» в двух действиях), 16+
22 октября в 11 часов в театре кукол «Калейдоскоп» «Чудо-репка» (по мотивам русской народной сказки), 0+
23 октября в 11 часов «Привет, Карлсон» (сказка-игра в двух действиях), 6+