В Волгограде состоялся предпоказ ретро-поезда «Воинский эшелон»

6 мая состав прибудет в Камышин.

11 апреля на железнодорожном вокзале «Волгоград-2» состоялся предварительный показ ретро-поезда «Воинский эшелон». Специальный историко-патриотический проект реализуется Приволжской железной дорогой при участии музея-заповедника «Сталинградская битва» и поддержке Российского военно-исторического общества.

Как отметил начальник подразделения по сохранению исторического наследия ПривЖД Владимир Бударин, это уникальный проект, который стал возможен благодаря сотрудничеству всех перечисленных организаций.

– Подобного ранее не было. На многих железных дорогах сохранились паровозы, но впервые мы сформировали действующий состав, укомплектованный техникой времен Великой Отечественной войны. Она была нам предоставлена музеем-заповедником «Сталинградская битва», – рассказал он.

Эшелон состоит из действующего паровоза Эр 797-41. С 1912 по 1956 годы  это была основная модель тягового подвижного состава, обеспечивающий перевозки в стране. Конкретный паровоз построен в 1952-м на Паровозостроительном заводе «МАВАГ» (г. Будапешт, Венгрия). Поступил на Московскую железную дорогу и активно эксплуатировался до 1964 года. В 2012-м обрел «второе дыхание»: после ремонта и соответствующей подготовки использовался в различных исторических проектах на Московской железной дороге. В октябре 2017 года был передан на Приволжскую железную дорогу.

В годы Великой Отечественной войны из них формировались колонны паровозов особого резерва Наркома путей сообщения, которые обеспечивали военные перевозки, работая при этом в отрыве от основных депо, и тем самым сыграв значительную роль в победе Советского Союза в Великой Отечественной войне. По количеству построенных локомотивов (около 11 тысяч) и по общей продолжительности выпуска паровоз серии «Э» является абсолютным рекордсменом в истории мирового паровозостроения.

К паровозу прицеплены пять железнодорожных платформ с техникой из экспозиции музея-заповедника «Сталинградская битва». Все желающие смогут увидеть самый массовый средний танк Великой Отечественной войны Т-34-76 и легкий танк Т-60, бронеавтомобили БА-64Б и БА-20М, легендарную БМ-13 «Катюша», 122-мм и 152-мм гаубицы, и 85-мм зенитную пушку образца 1939 года – орудие, которое активно использовалось в Великой Отечественной  в роли как собственно зенитного, так и противотанкового, а после её окончания долго состояло на вооружении Советской армии до появления зенитных ракетных комплексов. Замыкает состав вагон-теплушка, в котором представлена выставка «Железнодорожники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», включающая в себя печь-«буржуйку», солдатскую каску, форменную шинель, ручное огнестрельное оружие, ящики из-под снарядов, сигнальные фонари и т. д.

– Вся техника для проекта подбиралась по принципу узнаваемости. В экспозиции представлены наиболее известные по книгам и фильмам о Великой Отечественной типы вооружения, – пояснил директор музея-заповедника «Сталинградская битва» и председатель регионального отделения Российского военно-исторического общества Алексей Васин. – Я благодарен Приволжской железной дороге за проявленную инициативу. Благодаря проекту с экспонатами музея смогут познакомиться жители трех регионов России. Далеко не у всех есть возможность приехать в Волгоград, чтобы посетить нашу выставку.

В Волгоградской области эшелон будут сопровождать активисты военно-исторического клуба «Пехотинец», которые помогут в организации экскурсий и популярно ответят на вопросы о представленных образцах техники и Сталинградской битве.

С 18 апреля по 9 мая «Воинский эшелон» совершит праздничный тур и посетит 25 станций Волгоградского, Саратовского и Астраханского регионов ПривЖД. Конечной точкой маршрута следования станет вокзал станции «Волгоград-1», где жители и гости города-героя смогут осмотреть ретро-состав 8 и 9 мая.

Жители нашего региона смогут посетить ретро-поезд на 11 станциях:
21 апреля – Волжский, начало мероприятия в 10 часов;
22 апреля – Донская, начало мероприятия в 10 часов;
23 апреля – Иловля-1, начало мероприятия в 10.05;
23 апреля – Арчеда, начало мероприятия в 15.45;
24 апреля – Себряково, начало мероприятия в 9 часов;
24 апреля – Филоново, начало мероприятия в 15 часов;
25 апреля – Алексиково, начало мероприятия в 10 часов;
26 апреля – Урюпино, начало мероприятия в 10 часов;
6 мая – Петров Вал, начало концерта в 10 часов;
6 мая – Камышин-1, начало мероприятия в 14.20;
8 мая – Волгоград-1, начало концерта в 10 часов;
9 мая – Волгоград-1, начало мероприятия в 10 часов.

Управлять ретро-поездом будут посменно две бригады по три человека каждая. Обе они прошли специальное обучение в школе машинистов в Курске.

– Мой дед отъездил на таком паровозе всю войну. Техника, конечно, старая, требует ухода, но живая. Она словно чувствует наше отношение к ней. В этом паровозе есть своя душа. В нем все аутентично, даже электропроводка в будке машиниста старого образца. И когда управляешь этим паровозом, невольно мысли уходят в те годы. И это важно – помнить о том, что пережил наш народ в войну, то, какой ценой нам досталась Победа, – поделился своими впечатлениями один из машинистов «Воинского эшелона» Владимир Протасов.

Одно из предназначений «Воинского эшелона» – напомнить людям о той огромной роли, которую сыграли в достижении Победы в Великой Отечественной войне железнодорожники. На них легла основная тяжесть по обеспечению перевозок между тылом и фронтом. Так, коллективы Рязано-Уральской и Юго-Восточной дорог одновременно снабжали несколько фронтов: Сталинградский, Юго-Западный, Юго-Восточный и частично Воронежский. Основная нагрузка по военным перевозкам в период подготовки и в ходе Сталинградской битвы легла на железнодорожные линии «Поворино-Сталинград», Урбах – Астрахань», новостройки «Иловля-Петров Вал», «Петров Вал-Саратов», «Балашов-Камышин». Железнодорожники проявили высочайшее мужество и стойкость. Порой им приходилось работать под бомбардировками и обстрелом. Ударными темпами строить новые и ремонтировать поврежденные войной железнодорожные пути. С октября 1942-го по февраль 1943 года было построено шесть железнодорожных веток протяженностью около 1160 км, восстановлено 1958 км пути и 293 железнодорожных моста. Они перешли на казарменное положение, спали урывками.

О масштабе перевозок в годы войны говорит тот факт, что только в начале Сталинградской битвы – в июле 1942-го соединениям Сталинградского фронта было доставлено 556 эшелонов или 27 830 вагонов с оперативными и снабженческими грузами, в августе – 605 поездов (31 637 вагонов) с войсками и боевой техникой. Объем воинских перевозок в район Сталинграда в сентябре составлял 22 292 вагона, в октябре – 33 236, а в ноябре – 41 461 вагон. Всего с июля 1942 года до начала февраля 1943 железнодорожниками в район битвы было доставлено 300 тысяч вагонов.

Фото: Александр Куликов

Добавить коментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.