«Дыхание степей»: доброе начало

sfvmzje9ni4

В Камышине проходит выставка молодого художника Виталия Ломако.

«Есть на Волге утес. Диким мохом оброс он с боков от подножья до края». Рассказ о молодом художнике из Камышина Виталии Ломако можно начать со слов из этой старинной русской песни.

Когда в детстве в компании с отцом и его другом художником Евгением Леонтьевым Виталий бывал на рыбалке в Саратовской области, он не мог оторвать глаз от утеса Степана Разина. Великан поражал мальчика своей высотой, мощью, а еще – легендами о вольном казаке, который «раз ночною порой один на утес тот забрался».

Старикан по сей день хранит думы вольного казака. Над ним гуляет ветер, а вокруг, словно живая, дышит степь без конца и без края. Первая персональная выставка Ломако в Художественной галерее историко-краеведческого музея так и называется «Дыхание степей» и затрагивает тему казачества. Правда, в ту пору, глядя на степь, Волгу и утес, Виталий и не думал, что станет художником.

oqjfhu97xzw

Первые шаги

Отец Виталия любил заниматься оформительским делом: к примеру, их дачу долго украшал собственноручно сотворенный им витраж.

Ломако-младший вспоминает, как в 1990-е, сам уже ученик школы, к празднику 8 Марта сделал поздравительный коллаж: фломастером перерисовал на ДВП гномов с яркого полиэтиленового пакета. Правда, его сказочные человечки тащили не колесо, а большую цифру восемь. Увидев, что сын интересуется рисованием, отец отвел его в детскую художественную школу (тогда она располагалась на улице Октябрьской) к Евгению Константиновичу Леонтьеву – директору учреждения дополнительного образования детей и другу.

Про Виталия Ломако и эта фраза: «молодой да ранний». В 14 лет он закончил 9 классов школы №1 и поступил на художественное отделение Камышинского училища искусств. Чтобы получить доступ к вступительным экзаменам, требовалось предъявить свои работы, а их не было!

Тогда у бабушки в деревне Елшанка, в гараже, что строили вместе с отцом, парень поставил стол и, отгородившись от мира, написал требуемое. В этой и дальнейшей творческой деятельности придерживается совета Е.К. Леонтьева: «работай от общего к деталям».

Рисунки комиссии понравились, но, узнав, что юному таланту всего четырнадцать, директор отделения Елена Скрипченко засомневалась: «В училище есть уроки обнаженной натуры, а ты несовершеннолетний», однако доступ к экзаменам Ломако все же получил. И поступил! На дворе стояли 1990-е.

Вспоминая студенческие годы, Виталий и сам удивляется тому, как непринужденно относился к дисциплине: вместо занятий по специальности пропадал в любимом радиокружке. Немудрено, что вскоре выяснилось: за первое полугодие у него «пара» по живописи.

Чтобы избежать отчисления, нужно было наверстывать упущенное. Отказавшись от мольберта, положив работу горизонтально, парень «включил форсаж». Акварельная краска была жухлая. Чтобы придать цветам яркость и избежать растекания, добавлял в нее сахар и творил. Вскоре перед преподавателями «предстали» четыре натюрморта.

«Это написал не ты! – сказали ему. – Или пишешь прямо на глазах, или не получишь оценку!». Пришлось показывать умения и навыки в «прямом эфире». «Но так долго продолжаться не могло, нужно было браться за ум. Подумал: неужели я хуже других? С этих пор стал внимательно относиться к учебе. Увлекся творчеством таких художников, как Врубель, Левитан, Серов, Репин, Петров-Водкин», – рассказывает Виталий Анатольевич.

8zo2_eskfhe

Мятежный Ломако

Педагоги в училище видели и ценили недюжинный талант «мятежного Ломако». Он вспоминает, как на 4-5 курсах на занятиях по теме «Этюды» педагог не брала, как обычно, в руки кисть, чтобы поправить, говорила: «Боюсь испортить». Дипломной работой стало полотно 2х1,30 м «У костра» (солдаты на отдыхе после боя). После получения «корочек» в 2001 году мечтал поступить в Санкт-Петербургскую Академию художеств, но не срослось. Пошел работать: студия «Арт-Дизайн», ИП «Каляндра», начальником отдела рекламы на заводе СМИ. В итоге оказалось, что все дороги вели в родное училище (колледж искусств), где вот уже несколько лет Виталий Анатольевич работает преподавателем. Через год после начала педагогической деятельности отправился за высшим образованием – поступил в Волгоградский институт культуры и искусств. С особой теплотой Ломако вспоминает преподавателей Елену Павловну и Федора Станиславовича Новиковых.

Это сегодня Виталий говорит о студенческих годах с улыбкой, а тогда… Приходилось подрабатывать, чтобы обеспечить себя всеми необходимыми предметами для учебы, а это приводило к тому, что на уроках в прямом смысле засыпал. Но, думается, без упорства, стремления, преодоления не было бы художника, работы которого потрясли зрителей первой персональной выставки «Дыхание степей».

Путь творчества

На наш взгляд, замечательные слова о выставке В. Ломако написаны камышанкой Надеждой Николаевной Бочкаревой:

«Любовь к родной степи, к нашему краю дала большой стимул и возможность Виталию Анатольевичу Ломако написать целую серию картин, посвященных истории родного края. Он сам вырос в этой местности Камышинского района, или уже врос в нее корнями.

Разве можно не любить степь – воздушную, бескрайнюю, с ароматом горькой полыни, ирисами, тюльпанами, ромашкой! Эти просторы написаны очень выразительно. С большой эмоциональностью передана жизнь Степана Разина, ее полынная горечь. В работах показан сильный и стойкий характер народного героя.

И не только Степана… Местные женщины очень похожи на амазонок, способных защитить себя, своих близких, свой очаг. Серия картин написана Виталием Ломако для сохранения истории города, края, на основе глубокого изучения материала. Все это для будущих поколений. На годы. Навсегда».

Со словами Надежды Николаевны невозможно не согласиться. Новых успехов Вам, Виталий! Вас уже знают в Камышине, за пределами  города. Пусть путь известности будет как можно длиннее!

Марина КАРАВАЕВА

Добавить коментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.