Близки к воплощению идеи

img_2403

Солнцекат «Турист», который недавно успешно преодолел путь от Волгограда до Севастополя в рамках пробега «Вперед в будущее», рискует остаться всего лишь экспериментальной разработкой камышинских энтузиастов. Хотя изобретение вполне достойно занять свое место на рынке инновационного экономичного и экологичного транспорта, достижение такой цели требует немалых денежных затрат и воли регуляторов от власти.

Об этом на состоявшейся встрече говорили участники команды, осуществившей научный проект, глава администрации города Станислав Зинченко, его заместитель Валерий Колесников и начальник управления по инвестициям и развитию предпринимательства Денис Дроненко.

Видят цель

Пока первым препятствием на пути внедрения инициативы молодых камышинских ученых становятся даже не сложности с получением финансирования или бюрократические издержки, а обычный скептицизм. Зачастую те, от кого они ожидают помощи и участия, отвечают на их амбиции именно так. Хотя разработчикам солнечного транспорта уже удалось доказать на практике, что этот проект подобного отношения не заслуживает. «Когда мы только начинали работу над солнцекатом, много кто из серьезных людей сказал мне, что все это не тронется с места, — вспоминает теперь  Иван Богданов, ставший руководителем пробега «Вперед в будущее». — И мы продолжали наше дело только благодаря настойчивости научного руководителя Валерия Галущака, который всегда настраивал нас «видеть цель — не видеть препятствий». Это стало девизом для всей группы. Действительно, в процессе работы много раз возникали ситуации, которые были тупиковыми, и именно неравнодушие отдельных людей помогало нам. А иногда, вообще, складывалось ощущение, что нас поддерживает кто-то «сверху». «Сейчас уже на деле доказано, что наш проект — не химера и не фантазия, — заведующий кафедрой «Электроснабжение промышленных предприятий» КТИ Анатолий Сошинов также пытается лишний раз напомнить, что денежные средства и административная поддержка нужны им не для развлечений. — Ребята, работающие над ним, — наша гордость, с первых дней в институте они занялись разработками. Сильнее электронщика, чем главный конструктор солнцеката Станислав Петренко, в городе не найдешь. Не так давно в Казани наши студенты выдержали конкуренцию с такими вузами, как Бауманка, МЭИ, Свердловский, Новосибирский университеты, а это значит, что в камышинском институте есть своя наука. И она не случайная, а настоящая».

img_2313

Поверьте в нас

Сегодня настоящая камышинская наука почти стоит с протянутой рукой. Причем, как заверил  доцент кафедры «ЭПП» Валерий Галущак, они не просто просят поддержки, но, в первую очередь, сами имеют абсолютно четкое и рациональное предложение. Эксперименты с солнечным транспортом – отнюдь не узкие лабораторные интересы кабинетных ученых, а продуманная ориентация на реальный потребительский рынок. «С одной стороны — совершен колоссальный научный прорыв, – говорит  ученый. — При  этом основная идея – создание транспорта для населения. В прошлом году аудиторией были выбраны дачники, в этом году – туристы. Идея на будущее – превратить солнцекат в транспорт для молодых мам, которым каждый день необходимо  отвозить ребенка в детский сад. Сейчас перед нами вопрос: мы будем строить завод в Камышине или опять подарим его другим?». Валерий Галущак ведет речь не о похвальной бескорыстной щедрости, а о производстве светодиодной лампы, также когда-то созданной в КТИ талантливым студентом Станиславом Петренко. Сегодня производство его изобретения налажено в Волгограде, при этом в результате сделок, заключенных не в пользу камышан, сами авторы научной идеи остались и без патента, и без ренты от прибыли завода. Теперь они опасаются, что такая же участь постигнет солнцекат. Анатолий Сошинов подчеркнул, что для внедрения камышинской инновации энтузиазма только разработчиков недостаточно, сама власть должна быть нацелена на это. «Нас уже пригласили на всероссийскую выставку в Москву и дают павильон в восемь квадратных  метров. – рассказал он. – Но в качестве более серьезного шага нам необходимо  в составе команды РФ попасть на ЭКСПО-2017 в Астане, где есть возможность заключить международные договоры. У нас уже имеется грант, который мы выиграли совместно с коллегами из Казахстана, поэтому сможем полностью обеспечить своё пребывание там, но получить выставочный павильон  возможно только с административной помощью, причем на уровне области».

В будущее — с оптимизмом

Если превращение солнцеката в потребительский товар пока лишь обсуждается как желаемая перспектива, то выгодную  имиджевую роль для Камышина это изобретение уже сыграло. Пробег  «Вперед в будущее» привлек общественное внимание и позволил нашему городу заявить о себе на всю страну, что и отметил Станислав Зинченко. «Спасибо, что вы это сделали. Это граничит с подвигом, — сказал он на встрече с новаторами. — Вы прославили Камышин. Теперь многие узнали, что наш город не только родина Маресьева и Арбузного фестиваля, но и тех, кто изобрел солнцекат». Впечатления  участников пробега не ограничиваются удовлетворением от успешного итога их научных поисков. В беседе с главой администрации они рассказали об особой атмосфере, которая сложилась во время поездки. «Несмотря на то, что мы ужасно уставали и с каждым днем напряжение накапливалось, никто не срывался и не злился, все терпеливо выполняли свои обязанности, — говорит второй пилот Максим Жулидов. – И не только свои. Например, Иван,  невзирая на то, что он руководитель, частенько мыл посуду. А Валерий Степанович – настоящий генератор идей, просто поразил своей неисчерпаемой энергичностью. Все участники пробега теперь мои друзья на всю жизнь». «Наш маршрут проходил через 64 муниципальных образования и в некоторых нас пожелали встретить, — рассказал Валерий Галущак. — Учителя привозили школьников к нам, чтобы пообщаться и посмотреть на солнцекат, девушки в национальных костюмах подавали хлеб-соль, встречающие дарили сувениры. Никогда не думал, что это так приятно! И на дороге интерес к колонне был колоссальный: беспрестанно сигналили проезжающие мимо водители, из окон махали руками, но самое поразительное, что даже поезда посылали гудки». «Мы увидели, что в безветренную погоду по ровной дороге солнцекат может двигаться постоянно, без каких бы то ни было проблем, – доволен главный конструктор инновационного транспорта Станислав Петренко.

Сейчас, вдохновленные удачным пробегом и хорошими техническими показателями солнцеката,  его разработчики смотрят в будущее с оптимизмом. Не сменится ли это вдохновение разочарованием от несбывшихся надежд зависит от того, какие меры будут приняты для поддержки их смелой идеи.

Анна МАЛЮК

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *