Из когорты тракторостроителей

Ровно двадцать лет назад уходил на заслуженный отдых руководитель одного из предприятий Камышина – Станислав Юрьевич Врублевский (в этом году ему исполнилось бы 80 лет).

И на юбилее первыми выступающими были генеральный директор АООТ «Волгоградский тракторный завод» В.Ф. Хватов и председатель совета директоров ВгТЗ В.А. Кабанов. В приветственном адресе они подчеркивали: «Коллектив волгоградских тракторостроителей от всей души поздравляет Вас в день 60-летия. Страницы Вашей трудовой биографии очень хорошо показывают Вас как большого труженика, видного инженера, талантливого организатора производства…».

Станислав Врублевский пришел на ВгТЗ выпускником Волгоградского политехнического института. Трудился сначала мастером, затем старшим мастером формовочного участка. Вскоре стал заместителем начальника по производству, а чуть позже – начальником сталелитейного цеха.

В 60-70-е годы ВгТЗ, как крупнейший тракторный завод Советского Союза, достиг наивысшей производительности, поскольку выпускал до 300 и более гусеничных тракторов в сутки. И сталелитейный цех был на предприятии ведущим. По существу, он считался заводом на заводе: численность персонала составляла около 2 700 человек. Общая годовая выработка превышала 200 тысяч тонн отливок, и это было существенным технико-экономическим показателем во всей Европе.

Об успехах сталелитейного цеха писали областные и центральные газеты, профильные журналы. Организаторские способности молодого руководителя по достоинству оценило министерство – С.Ю. Врублевский получил назначение на должность директора Камышинского кузнечно-литейного завода, выпускавшего широкую номенклатуру изделий для тракторного машиностроения.

Шел 1979 год, молодое предприятие с трудом набирало темпы. Осваивались государственные средства, отпущенные на полное освоение производственных мощностей, выполнение задач социально-экономического развития. А проблем было много, решать их приходилось как на местном уровне, так и в областном центре, в Министерстве тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.

Работа на кузлите прибавила опыта, который пригодился затем на Камышинском машиностроительном заводе оборудования животноводческих ферм. Кризис конца 80-х и первой половины 90-х  годов оказался губительным для многих предприятий страны. Стало лихорадить и машзавод ОЖФ. Помнится, в начале 1994-го на предприятии затянулись новогодние «каникулы». Снижалось количество заказов, обострялась проблема взаиморасчетов, преобладал бартерный обмен. Об этом и рассказывал Станислав Юрьевич в нашем интервью. С  какой болью он приводил факты снижения производства на Волгоградском тракторном заводе, на котором проработал много лет! В ноябре 1993 года там было собрано в 15 раз меньше тракторов, чем за ноябрь 80-го. Гусеничные машины стали селянам не по карману, а кто их покупал, те рассчитывались говядиной. Да и на машзаводе ОЖФ нередко платили зарплату мясом, сахаром, крупами – под подпись.

В тот нелегкий для всей российской промышленности период С.Ю. Врублевский не терял оптимизма. В интервью нашей газете он сказал: «Для меня, директора, нет важнее задачи, чем сохранить коллектив, материально-технический потенциал, работоспособность оборудования. Уверен: удушение производителя закончится, настанут лучшие времена…».

Когда остановились сотни заводов и фабрик страны, на грани гибели находились и некоторые предприятия Камышина. А машиностроительный завод ОЖФ продолжал работать. В 1996 году Станислав Юрьевич сдал своему преемнику нормально действующее производство. К этому времени он проработал на Волгоградском тракторном заводе, куда в качестве дочернего предприятия входил и машиностроительный завод, 37 лет. Во главе машзавода находился около 12 лет. Был награжден двумя орденами, медалью, многими почетными грамотами и благодарственными письмами. В министерстве характеризовали его как руководителя, умеющего сплачивать коллективы, направлять их на решение задач государственной важности.

Девятого февраля 1999 года С.Ю. Врублевского не стало. Но память о нем жива в сердцах многих людей, кто с ним рядом трудился. Временами вспыльчивый, Станислав Юрьевич быстро отходил. В то же время он отличался большой человечностью, был надежным другом, хорошим семьянином. Кто бы к нему ни обращался с частной просьбой, он никому не отказывал, старался решить проблему. Таких случаев десятки, и  об этом рассказывали впоследствии бывшие работники предприятий: начальник отдела сбыта машзавода ОЖФ С.И. Данко и главный бухгалтер И.Г. Катков,  начальник литейного цеха кузнечно-литейного завода В.Н. Гаращенко, начальник производства сталелитейного цеха ВгТЗ Н. Головкин, заместитель начальника этого цеха А.Ф. Гоменко и другие. Добрым словом вспоминает Станислава Юрьевича и камышинская общественница Л.Н. Серова, которой он помог с оборудованием для группы здоровья.

– Мой муж был потомственным руководителем, – рассказывает Н.П. Врублевская. – Его отец, Юрий Григорьевич, строил и возглавлял Сталинградский керамический завод, являлся персональным пенсионером союзного значения. Во многом Слава походил на своего отца. Хочу особо подчеркнуть, что он был очень добрым человеком. Такой же добротой наделены наши дети – Юрий и Оксана. Они отдают ее людям каждый на своем месте – в Камышине, Волгограде. В деда пошел и наш внук, полный его тезка – Станислав Юрьевич, который родился 9 февраля (этого числа не стало мужа). Моей гордостью являются и другие внуки – Мария, Виталий, Евгения. Жизнь продолжается…

Автор: Геннадий Клёнов

Добавить коментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.